|
Надсилайте листи за адресою :
а/с № 1278, м. Харків-061, 61061 ТОВ "АВКАС".
Наші електронні адреси :
Телефони : 068-601-88-65 099-719-04-28
|
| |
Сравнительный анализ сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве
В настоящее время при определении стоимости строительства используются сборники территориальных единичных расценок (ТЕР-2001), которые формируются на основе государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001), разработанных и утвержденных Госстроем России путем адаптации их к условиям территорий субъектов Российской Федерации. В то же время в переходный период допускается также применение старой сметно-нормативной базы 1984 г. с приведением ее в текущий уровень цен методом индексации.
Структура сборников сметных норм и расценок сметно-нормативной базы 2001 г. и сметно-нормативной базы 1984 г. достаточно схожа. Тем не менее сметно-нормативная база 2001 г. имеет ряд принципиальных отличий от сметно-нормативной базы 1984 г.
Прежде всего это относиться к нормам оплаты труда. В сметно-нормативной базе 1984 г. графа в расценке называлась "Основная заработная плата", а в сметно-нормативной базе 2001 г. она получила наименование "Оплата труда". Оплата труда - понятие более широкое, оно включает в себя все выплаты работникам строительной организации. К этим выплатам относятся как основная заработная плата, так и прочие выплаты (за выслугу лет, аккордная оплата труда, оплата дополнительных отпусков и т. д.). Необходимо отметить, что в сборниках ТЕР сделана "привязка" к местным условиям и норматив оплаты труда скорректирован с учетом районного коэффициента к заработной плате.
С введением сметно-нормативной базы 2001 г. изменились схемы начисления накладных расходов и сметной прибыли и, соответственно, их нормы. В сметно-нормативной базе 1984 г. накладные расходы исчислялись в процентах как к прямым затратам (при общестроительных работах), так и к заработной плате (при монтажных работах), а сметная прибыль - только к сумме прямых затрат и накладных расходов, т. е. к себестоимости. С переходом на сметно-нормативную базу 2001 г. базой исчисления накладных расходов и сметной прибыли стали средства на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов. При этом возможно использование трех групп нормативов накладных расходов (укрупнённые - по девяти видам строительства, по видам строительно-монтажных работ и индивидуальные нормативы) и трех групп нормативов сметной прибыли: среднеотраслевые (65% - на новое строительство, 50% - на ремонтно-строительные работы), по видам строительно-монтажных работ и индивидуальные нормативы.
Таким образом, одной из особенностей формирования сметной стоимости строительства в соответствии со сметно-нормативной базой 2001 г. является наличие укрупненных норм накладных расходов и сметной прибыли.
Сравнительная характеристика сметно-нормативных баз 1984 г. и 2001 г., отражающая их основные отличия, представлена в табл. 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика сметно-нормативных баз
Сметно-нормативная база 1984 г. |
Сметно-нормативная база 2001 г. |
1 |
2 |
В ЭСН имеется статья затрат "Прочие машины и
механизмы" |
В ГЭСН статья затрат "Прочие машины и механизмы"
отсутствует, указаны конкретные машины и
механизмы |
В ЭСН имеется статья затрат "Прочие
материалы" |
В ГЭСН статья затрат "Прочие материалы"
отсутствует, указаны конкретные материалы |
Малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты,
приспособления, устройства в составе машин и механизмов
норм не содержатся |
В состав машин и механизмов норм ГЭСН входят
малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты,
приспособления, устройства |
Все затраты стоимости маш.-часа малоценных
инструментов учитываются в нормах накладных
расходов |
Затраты стоимости маш.-часа малоценных инструментов
частично учтены в ГЭСН, а частично в нормах
накладных расходов |
ЭСН разработаны по многим видам материалов |
ГЭСН разработаны по одному
материалу-представителю |
Вспомогательные ненормируемые материалы учтены в
размере 5% от основной заработной платы |
Вспомогательные ненормируемые материалы составляют
2% от стоимости основных материалов |
Отсутствуют шифры и коды на материальные
ресурсы |
Материальным ресурсам присвоены шифры и коды,
что значительно облегчает определение сметной стоимости
строительства ресурсным методом |
Имеется деление на местные и привозные
материалы |
Отсутствует деление на местные и привозные
материалы |
База для начисления: накладных расходов - прямые
затраты и основная заработная плата, сметной прибыли
- сумма прямых затрат и накладных расходов |
База для начисления накладных расходов и сметной
прибыли - фонд оплаты труда (отход от затратного
метода определения стоимости) |
Узкая номенклатура нормативов накладных
расходов и сметной прибыли по видам
строительно-монтажных работ |
Широкая номенклатура нормативов накладных
расходов и сметной прибыли по видам
строительно-монтажных работ |
Отсутствуют укрупненные нормативы накладных
расходов и сметной прибыли |
Имеются укрупненные нормативы накладных
расходов и сметной прибыли |
Норма сметной прибыли составляет 8% от суммы
прямых затрат и накладных расходов |
Норма прибыли составляет 5-6 % от суммы
прямых затрат и накладных расходов |
Районный коэффициент начисляется
дополнительно на средства на оплату труда |
Районный коэффициент входит в статью прямых
затрат - средства на оплату труда |
Доля средств на оплату труда в сметной стоимости
составляет 25-28% |
Доля средств на оплату труда в сметной стоимости
составляет 8-10% |
Отсутствует показатель - средний разряд
работ |
Имеется показатель - средний разряд
работ |
Не разработаны дифференцированные поправочные
коэффициентов к нормам затрат времени эксплуатации
строительных машин и механизмов и к нормам затрат труда
рабочих-строителей |
Применяются дифференцированные поправочные
коэффициенты к нормам затрат времени эксплуатации
строительных машин и механизмов и к нормам затрат труда
рабочих-строителей |
Прочие расходы (доплаты за выслугу лет, аккордная
оплата труда, расходы на дополнительные отпуска)
начисляются дополнительно к стоимости
строительно-монтажных работ |
Прочие расходы (доплаты за выслугу лет, аккордная
оплата труда, расходы на дополнительные отпуска)
входят в статью прямых затрат - средства на
оплату труда |
Широкая номенклатура расценок по видам
строительно-монтажных работ |
Сокращенная номенклатура расценок по видам
строительно-монтажных работ |
Разработка сборников ЕРЕР на федеральном
уровне |
Разработка сборников ТЕР непосредственно в
регионах |
Применимы только усредненные нормативы |
Предоставляется возможность разработки и применения
индивидуальных сметных норм |
Целесообразно оценить основные достоинства и недостатки сметно-нормативной базы 2001 г. по сравнению с сметно-нормативной базой 1984 г.
К преимуществам можно отнести:
сокращение номенклатуры сметных норм, введение универсальных единиц измерения в расценках и, следовательно, однородные расценки объединены в одну;
пересмотр номенклатуры машин и механизмов, материалов, технологий исходя из современного уровня техники и технологии;
расширение номенклатуры сборников на монтажные работы с 36 до 40, что позволяет учитывать в сметной документации дополнительные виды работ;
введение более гибкой дифференциации коэффициентов, применяемых для определения стоимости демонтажа оборудования, а также разработка различных схем учета стоимости демонтажа в зависимости от параметров оборудования;
расшифровка статьи затрат "Прочие машины и механизмы" по конкретным видам машин и механизмов;
расшифровка 5%-ного размера средств на статью затрат "Прочие материалы" по конкретным видам;
максимальный учет в расценках местных условий производства строительно-монтажных работ и других территориальных особенностей, влияющих на стоимость строительства, поскольку сборники ТЕР разработаны в региональных центрах по ценообразованию в строительстве (а не на федеральном уровне);
предоставление возможности конкретным предприятиям разрабатывать индивидуальные сметные нормы в случаях, когда необходимые для определения сметной стоимости производимых ими работ нормы отсутствуют в сборниках ГЭСН. Ряд индивидуальных сметных норм утверждается на федеральном уровне, утвержденные индивидуальные сметные нормы будут выпускаться как дополнения к существующим сборникам, что позволит предприятиям при необходимости использовать их при разработке сметной документации. Это обеспечит постоянное пополнение сметно-нормативной базы 2001 г., появится возможность учета индивидуальных условий строительства;
отход от затратного метода определения стоимости строительно-монтажных работ, базой начисления накладных расходов и сметной прибыли является фонд оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.
К недостаткам, с нашей точки зрения, относятся следующие: недостаточно достоверное определение норм затрат труда и размера оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов (использованы преимущественно статистические данные) при формировании сметных норм;
снижение доли заработной платы в структуре сметной стоимости (не покрываются реальные расходы на оплату труда). В сметно-нормативной базе 1984 г. доля средств на оплату труда в сметной стоимости составляла 25-28%, а в сметно-нормативной базе 2001 г. она снизилась до 8-10% (по значительному числу работ); до 18% средств на оплату труда содержится в нормах накладных расходов, зимнего удорожания, нормах на строительство временных зданий и сооружений;
снижение нормы сметной прибыли, сейчас она составляет 5-6% от суммы прямых затрат и накладных расходов вместо прежних 8%;
по некоторым видам строительно-монтажных работ при использовании сметно-нормативной базы 2001 г. сметная стоимость возросла незначительно, что по-прежнему не позволяет покрывать реальные расходы предприятий;
стоимостные показатели сметно-нормативной базы 2001 г. приняты по состоянию на 1 января 2000 г., поэтому в настоящее время необходимо использовать индексы инфляции к расценкам, заложенным в базу, несмотря на то, что она еще не введена полностью в действие, расценки являются короткоживущими;
допущено много недочетов при составлении ГЭСН (например, в ряде расценок учтены не все используемые при работах материалы; в сборниках ГЭСН заложена норма ненормируемых материалов, равная 5% от стоимости основных материалов, в то время как более точные расчеты показали, что их размер не превышает 2%).
При разработке сметно-нормативной базы 2001 г. ставилась задача создать оптимальные нормативы, учитывающие фактические затраты при производстве строительно-монтажных работ. Чтобы оценить, насколько успешно удалось решить данную задачу, нами проведены расчеты сметной стоимости строительства административного здания общей площадью 147,89 м2 с использованием сметно-нормативных баз 1984 г. и 2001 г. и сравнение полученных результатов с фактическими затратами на возведение здания (табл. 2). Район строительства - Свердловская область, поэтому при расчете сметной стоимости строительства по сметно-нормативной базе 2001 г. использовались сборники ТЕР по Свердловской области, а по сметно-нормативной базе 1984 г. учитывался районный коэффициент на заработную плату в размере 15%. Для приведения базисных цен к уровню цен марта 2004 г. применялись индексы инфляции по данным Уральского регионального центра экономики и ценjобразования в строительстве для жилищного строительства и объектов социальной сферы по состоянию на 01.04.2004 г. При расчете сметной стоимости строительства в базисных ценах 2000 г. принята методика определения накладных расходов и сметной прибыли по видам строительно-монтажных работ.
Таблица 2
Варианты расчета стоимости строительства административного здания, тыс. руб.
Наименование документа |
Факти- ческая стои- мость |
Сметная стоимость |
Абсолютное отклонение сметной стоимости
от фактической |
по сметно- норма- тивной базе 1984 г. |
по сметно- норма- тивной базе 2001 г. |
по сметно- норма- тивной базе 1984 г. |
по сметно- норма- тивной базе 2001
г. |
Локальная смета на общестроительные работы |
1836,14 |
1731,24 |
1832,72 |
-104,90 |
-3,42 |
Локальная смета на внутренние санитарно-технические
работы |
125,90 |
67,76 |
122,07 |
-58,14 |
-3,83 |
Локальная смета на монтаж системы электроснабжения |
34,32 |
37,54 |
35,56 |
3,22 |
1,24 |
Сводный сметный расчет стоимости строительства
(включая НДС) |
3125,33 |
2615,65 |
3082,51 |
-509,68 |
-42,82 |
Из табл. 2 видно, что величина сметной стоимости, рассчитанная по нормативам сметно-нормативной базы 2001 г., превысила соответствующую величину по сметно-нормативной базе 1984 г. на 466,86 тыс. руб. (3082,51-2615,65), или на 17,85%. Разница между фактической стоимостью строительства административного здания и сметной стоимостью, определенной по сметно-нормативной базе 2001 г., составляет 42,82 тыс. руб., в то время как при расчетах сметной стоимости в базисных ценах 1984 г. она равна 509,68 тыс.
Как показал проведенный анализ, использование нормативной базы 2001 г. позволяет отражать в сметной документации реальные расходы, имеющие место при строительстве объектов, получать результаты, сравнимые с реальными издержками. Важным элементом новой системы ценообразования в строительстве является то, что сократился контроль со стороны государства, стал преобладать вариантный подход к определению стоимости строительства.
Для предприятий, осуществляющих строительство за счет средств частных инвесторов, для которых нормативные документы Госстроя России носят рекомендательный характер и которые свободны в выборе методов и нормативов при определении сметной стоимости строительства, использование сметно-нормативной базы 2001 г. экономически выгодно.
М.А. ЖУРАВЛЕВА, начальник сметно-договорного отдела ООО "МКМ и К", Н.Н. ДОМОЖИРОВА, канд. экон. Наук, проф. Уральского государственного технического университета - УПИ, г. Екатеринбург
Журнал "Экономика строительства" (№ 9-2004)
?subject=Клуб%20сметчиков.">Что Вы думаете по этому поводу? Присылайте ваши комментарии.
| |
ject=АВК-5.">ТОВ "АВКАС"
2024 р.
| |
| |
|