|  | 
 
 
 
 
        
	
	| Надсилайте листи за адресою : а/с № 1278, м. Харків, 61061
 ТОВ "АВКАС".
 
 Наші електронні адреси :
 
 
 
 Телефони :
 068-601-88-65
 099-719-04-28
 
 |  
 
 
 |  | 
 
	  
        
          | 
              
              
                | Сравнительный анализ сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве 
 
 В настоящее время при определении стоимости строительства используются сборники территориальных единичных расценок (ТЕР-2001), которые формируются на основе государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001), разработанных и утвержденных Госстроем России путем адаптации их к условиям территорий субъектов Российской Федерации. В то же время в переходный период допускается также применение старой сметно-нормативной базы 1984 г. с приведением ее в текущий уровень цен методом индексации.
 
 Структура сборников сметных норм и расценок сметно-нормативной базы 2001 г. и сметно-нормативной базы 1984 г. достаточно схожа. Тем не менее сметно-нормативная база 2001 г. имеет ряд принципиальных отличий от сметно-нормативной базы 1984 г.
 
 Прежде всего это относиться к нормам оплаты труда. В сметно-нормативной базе 1984 г. графа в расценке называлась "Основная заработная плата", а в сметно-нормативной базе 2001 г. она получила наименование "Оплата труда". Оплата труда - понятие более широкое, оно включает в себя все выплаты работникам строительной организации. К этим выплатам относятся как основная заработная плата, так и прочие выплаты (за выслугу лет, аккордная оплата труда, оплата дополнительных отпусков и т. д.). Необходимо отметить, что в сборниках ТЕР сделана "привязка" к местным условиям и норматив оплаты труда скорректирован с учетом районного коэффициента к заработной плате.
 
 С введением сметно-нормативной базы 2001 г. изменились схемы начисления накладных расходов и сметной прибыли и, соответственно, их нормы. В сметно-нормативной базе 1984 г. накладные расходы исчислялись в процентах как к прямым затратам (при общестроительных работах), так и к заработной плате (при монтажных работах), а сметная прибыль - только к сумме прямых затрат и накладных расходов, т. е. к себестоимости. С переходом на сметно-нормативную базу 2001 г. базой исчисления накладных расходов и сметной прибыли стали средства на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов. При этом возможно использование трех групп нормативов накладных расходов (укрупнённые - по девяти видам строительства, по видам строительно-монтажных работ и индивидуальные нормативы) и трех групп нормативов сметной прибыли: среднеотраслевые (65% - на новое строительство, 50% - на ремонтно-строительные работы), по видам строительно-монтажных работ и индивидуальные нормативы.
 
 Таким образом, одной из особенностей формирования сметной стоимости строительства в соответствии со сметно-нормативной базой 2001 г. является наличие укрупненных норм накладных расходов и сметной прибыли.
 
 Сравнительная характеристика сметно-нормативных баз 1984 г. и 2001 г., отражающая их основные отличия, представлена в табл. 1.
 
 Таблица 1
 Сравнительная характеристика сметно-нормативных баз
 
 
                    
                    Целесообразно оценить основные достоинства и недостатки сметно-нормативной базы 2001 г. по сравнению с сметно-нормативной базой 1984 г.
                      | Сметно-нормативная база 1984 г. | Сметно-нормативная база 2001 г. |  
                      | 1 | 2 |  
                      | В ЭСН имеется статья затрат "Прочие машины и 
                        механизмы" | В ГЭСН статья затрат "Прочие машины и механизмы" 
                        отсутствует, указаны конкретные машины и 
                      механизмы |  
                      | В ЭСН имеется статья затрат "Прочие 
                      материалы" | В ГЭСН статья затрат "Прочие материалы" 
                        отсутствует, указаны конкретные материалы |  
                      | Малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты, 
                        приспособления, устройства в составе машин и механизмов 
                        норм не содержатся | В состав машин и механизмов норм ГЭСН входят 
                        малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты, 
                        приспособления, устройства |  
                      | Все затраты стоимости маш.-часа малоценных 
                        инструментов учитываются в нормах накладных 
                        расходов | Затраты стоимости маш.-часа малоценных инструментов 
                        частично учтены в ГЭСН, а частично в нормах 
                        накладных расходов |  
                      | ЭСН разработаны по многим видам материалов | ГЭСН разработаны по одному 
                        материалу-представителю |  
                      | Вспомогательные ненормируемые материалы учтены в 
                        размере 5% от основной заработной платы | Вспомогательные ненормируемые материалы составляют 
                        2% от стоимости основных материалов |  
                      | Отсутствуют шифры и коды на материальные 
                        ресурсы | Материальным ресурсам присвоены шифры и коды, 
                        что значительно облегчает определение сметной стоимости 
                        строительства ресурсным методом |  
                      | Имеется деление на местные и привозные 
                        материалы | Отсутствует деление на местные и привозные 
                        материалы |  
                      | База для начисления: накладных расходов - прямые 
                        затраты и основная заработная плата, сметной прибыли 
                        - сумма прямых затрат и накладных расходов | База для начисления накладных расходов и сметной 
                        прибыли - фонд оплаты труда (отход от затратного 
                        метода определения стоимости) |  
                      | Узкая номенклатура нормативов накладных 
                        расходов и сметной прибыли по видам 
                        строительно-монтажных работ | Широкая номенклатура нормативов накладных 
                        расходов и сметной прибыли по видам 
                        строительно-монтажных работ |  
                      | Отсутствуют укрупненные нормативы накладных 
                        расходов и сметной прибыли | Имеются укрупненные нормативы накладных 
                        расходов и сметной прибыли |  
                      | Норма сметной прибыли составляет 8% от суммы 
                        прямых затрат и накладных расходов | Норма прибыли составляет 5-6 % от суммы 
                        прямых затрат и накладных расходов |  
                      | Районный коэффициент начисляется 
                        дополнительно на средства на оплату труда | Районный коэффициент входит в статью прямых 
                        затрат - средства на оплату труда |  
                      | Доля средств на оплату труда в сметной стоимости 
                        составляет 25-28% | Доля средств на оплату труда в сметной стоимости 
                        составляет 8-10% |  
                      | Отсутствует показатель - средний разряд 
                      работ | Имеется показатель - средний разряд 
                    работ |  
                      | Не разработаны дифференцированные поправочные 
                        коэффициентов к нормам затрат времени эксплуатации 
                        строительных машин и механизмов и к нормам затрат труда 
                        рабочих-строителей | Применяются дифференцированные поправочные 
                        коэффициенты к нормам затрат времени эксплуатации 
                        строительных машин и механизмов и к нормам затрат труда 
                        рабочих-строителей |  
                      | Прочие расходы (доплаты за выслугу лет, аккордная 
                        оплата труда, расходы на дополнительные отпуска) 
                        начисляются дополнительно к стоимости 
                        строительно-монтажных работ | Прочие расходы (доплаты за выслугу лет, аккордная 
                        оплата труда, расходы на дополнительные отпуска) 
                        входят в статью прямых затрат - средства на 
                        оплату труда |  
                      | Широкая номенклатура расценок по видам 
                        строительно-монтажных работ | Сокращенная номенклатура расценок по видам 
                        строительно-монтажных работ |  
                      | Разработка сборников ЕРЕР на федеральном 
                        уровне | Разработка сборников ТЕР непосредственно в 
                        регионах |  
                      | Применимы только усредненные нормативы | Предоставляется возможность разработки и применения 
                        индивидуальных сметных норм |  
 К преимуществам можно отнести:
 сокращение номенклатуры сметных норм, введение универсальных единиц измерения в расценках и, следовательно, однородные расценки объединены в одну;
					пересмотр номенклатуры машин и механизмов, материалов, технологий исходя из современного уровня техники и технологии;
					расширение номенклатуры сборников на монтажные работы с 36 до 40, что позволяет учитывать в сметной документации дополнительные виды работ;
					введение более гибкой дифференциации коэффициентов, применяемых для определения стоимости демонтажа оборудования, а также разработка различных схем учета стоимости демонтажа в зависимости от параметров оборудования;
					расшифровка статьи затрат "Прочие машины и механизмы" по конкретным видам машин и механизмов;
					расшифровка 5%-ного размера средств на статью затрат "Прочие материалы" по конкретным видам;
					максимальный учет в расценках местных условий производства строительно-монтажных работ и других территориальных особенностей, влияющих на стоимость строительства, поскольку сборники ТЕР разработаны в региональных центрах по ценообразованию в строительстве (а не на федеральном уровне);
					предоставление возможности конкретным предприятиям разрабатывать индивидуальные сметные нормы в случаях, когда необходимые для определения сметной стоимости производимых ими работ нормы отсутствуют в сборниках ГЭСН. Ряд индивидуальных сметных норм утверждается на федеральном уровне, утвержденные индивидуальные сметные нормы будут выпускаться как дополнения к существующим сборникам, что позволит предприятиям при необходимости использовать их при разработке сметной документации. Это обеспечит постоянное пополнение сметно-нормативной базы 2001 г., появится возможность учета индивидуальных условий строительства;
					отход от затратного метода определения стоимости строительно-монтажных работ, базой начисления накладных расходов и сметной прибыли является фонд оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.
 
 К недостаткам, с нашей точки зрения, относятся следующие: недостаточно достоверное определение норм затрат труда и размера оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов (использованы преимущественно статистические данные) при формировании сметных норм;
					снижение доли заработной платы в структуре сметной стоимости (не покрываются реальные расходы на оплату труда). В сметно-нормативной базе 1984 г. доля средств на оплату труда в сметной стоимости составляла 25-28%, а в сметно-нормативной базе 2001 г. она снизилась до 8-10% (по значительному числу работ); до 18% средств на оплату труда содержится в нормах накладных расходов, зимнего удорожания, нормах на строительство временных зданий и сооружений;
					снижение нормы сметной прибыли, сейчас она составляет 5-6% от суммы прямых затрат и накладных расходов вместо прежних 8%;
					по некоторым видам строительно-монтажных работ при использовании сметно-нормативной базы 2001 г. сметная стоимость возросла незначительно, что по-прежнему не позволяет покрывать реальные расходы предприятий;
   			 	    стоимостные показатели сметно-нормативной базы 2001 г. приняты по состоянию на 1 января 2000 г., поэтому в настоящее время необходимо использовать индексы инфляции к расценкам, заложенным в базу, несмотря на то, что она еще не введена полностью в действие, расценки являются короткоживущими;
					допущено много недочетов при составлении ГЭСН (например, в ряде расценок учтены не все используемые при работах материалы; в сборниках ГЭСН заложена норма ненормируемых материалов, равная 5% от стоимости основных материалов, в то время как более точные расчеты показали, что их размер не превышает 2%).
 
 При разработке сметно-нормативной базы 2001 г. ставилась задача создать оптимальные нормативы, учитывающие фактические затраты при производстве строительно-монтажных работ. Чтобы оценить, насколько успешно удалось решить данную задачу, нами проведены расчеты сметной стоимости строительства административного здания общей площадью 147,89 м2 с использованием сметно-нормативных баз 1984 г. и 2001 г. и сравнение полученных результатов с фактическими затратами на возведение здания (табл. 2). Район строительства - Свердловская область, поэтому при расчете сметной стоимости строительства по сметно-нормативной базе 2001 г. использовались сборники ТЕР по Свердловской области, а по сметно-нормативной базе 1984 г. учитывался районный коэффициент на заработную плату в размере 15%. Для приведения базисных цен к уровню цен марта 2004 г. применялись индексы инфляции по данным Уральского регионального центра экономики и ценjобразования в строительстве для жилищного строительства и объектов социальной сферы по состоянию на 01.04.2004 г. При расчете сметной стоимости строительства в базисных ценах 2000 г. принята методика определения накладных расходов и сметной прибыли по видам строительно-монтажных работ.
 
 Таблица 2
 Варианты расчета стоимости строительства административного здания, тыс. руб.
 
 
                    
                    Из табл. 2 видно, что величина сметной стоимости, рассчитанная по нормативам сметно-нормативной базы 2001 г., превысила соответствующую величину по сметно-нормативной базе 1984 г. на 466,86 тыс. руб. (3082,51-2615,65), или на 17,85%. Разница между фактической стоимостью строительства административного здания и сметной стоимостью, определенной по сметно-нормативной базе 2001 г., составляет 42,82 тыс. руб., в то время как при расчетах сметной стоимости в базисных ценах 1984 г. она равна 509,68 тыс.
                      | Наименование документа | Факти- ческая стои-
 мость
 | Сметная стоимость | Абсолютное отклонение сметной стоимости 
                        от фактической |  
                      | по сметно- норма-
 тивной базе
 1984 г.
 | по сметно- норма-
 тивной базе
 2001 г.
 | по сметно-
 норма-
 тивной базе
 1984 г.
 | по сметно-
 норма-
 тивной базе
 2001 
                    г.
 |  
                      | Локальная смета на общестроительные работы | 1836,14 | 1731,24 | 1832,72 | -104,90 | -3,42 |  
                      | Локальная смета на внутренние санитарно-технические 
                        работы | 125,90 | 67,76 | 122,07 | -58,14 | -3,83 |  
                      | Локальная смета на монтаж системы электроснабжения | 34,32 | 37,54 | 35,56 | 3,22 | 1,24 |  
                      | Сводный сметный расчет стоимости строительства 
                        (включая НДС) | 3125,33 | 2615,65 | 3082,51 | -509,68 | -42,82 |  
 Как показал проведенный анализ, использование нормативной базы 2001 г. позволяет отражать в сметной документации реальные расходы, имеющие место при строительстве объектов, получать результаты, сравнимые с реальными издержками. Важным элементом новой системы ценообразования в строительстве является то, что сократился контроль со стороны государства, стал преобладать вариантный подход к определению стоимости строительства.
 
 Для предприятий, осуществляющих строительство за счет средств частных инвесторов, для которых нормативные документы Госстроя России носят рекомендательный характер и которые свободны в выборе методов и нормативов при определении сметной стоимости строительства, использование сметно-нормативной базы 2001 г. экономически выгодно.
 
 М.А. ЖУРАВЛЕВА, начальник сметно-договорного отдела ООО "МКМ и К", Н.Н. ДОМОЖИРОВА, канд. экон. Наук, проф. Уральского государственного технического университета - УПИ, г. Екатеринбург
 
 Журнал "Экономика строительства" (№ 9-2004)
 
 ?subject=Клуб%20сметчиков.">Что Вы думаете по этому поводу?  Присылайте ваши комментарии.
 
 
 |  |  
 
        
          | 
              
              
                | ject=АВК-5.">ТОВ "АВКАС"
				2025 р. |  |  
 |  |   |