Офіційний дилер АВК-5



Представники ділера: Суми, Полтава,
  Офіційний дилер АВК-5 Головна  |  АВК-5  |  АС-4  |  Регіональні Ціни  |  Прайс-лист  |  Дилери  |  Завантажити  |  Оформити заявку  

Основні розділи

· Головна сторінка
· Система АВК-5
· Система АС-4
· Збірник Регіональних цін
· Вивчаємо АВК-5
· Дилери
· Прайс-лист
· Завантажити
· Оформити заявку

·Завантажити демо версію
Демонстраційна версія АВК-5
     (безкоштовно)


Корисні посилання

"АВК Созидатель" - сайт розробників ПК АВК-5.

"АС-4" - сайт розробників ПК АС-4.

"AVK5 forum" Форум програми АВК-5.

"SSB.COM.UA" ССБ Електронікс.


Контакти

Надсилайте листи за адресою :
а/с № 1278, м. Харків-061, 61061
ТОВ "АВКАС".

Наші електронні адреси :



Телефони :
068-601-88-65
099-719-04-28




Сравнительный анализ сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве


В настоящее время при определении стоимости строительства используются сборники территориальных единичных расценок (ТЕР-2001), которые формируются на основе государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001), разработанных и утвержденных Госстроем России путем адаптации их к условиям территорий субъектов Российской Федерации. В то же время в переходный период допускается также применение старой сметно-нормативной базы 1984 г. с приведением ее в текущий уровень цен методом индексации.

Структура сборников сметных норм и расценок сметно-нормативной базы 2001 г. и сметно-нормативной базы 1984 г. достаточно схожа. Тем не менее сметно-нормативная база 2001 г. имеет ряд принципиальных отличий от сметно-нормативной базы 1984 г.

Прежде всего это относиться к нормам оплаты труда. В сметно-нормативной базе 1984 г. графа в расценке называлась "Основная заработная плата", а в сметно-нормативной базе 2001 г. она получила наименование "Оплата труда". Оплата труда - понятие более широкое, оно включает в себя все выплаты работникам строительной организации. К этим выплатам относятся как основная заработная плата, так и прочие выплаты (за выслугу лет, аккордная оплата труда, оплата дополнительных отпусков и т. д.). Необходимо отметить, что в сборниках ТЕР сделана "привязка" к местным условиям и норматив оплаты труда скорректирован с учетом районного коэффициента к заработной плате.

С введением сметно-нормативной базы 2001 г. изменились схемы начисления накладных расходов и сметной прибыли и, соответственно, их нормы. В сметно-нормативной базе 1984 г. накладные расходы исчислялись в процентах как к прямым затратам (при общестроительных работах), так и к заработной плате (при монтажных работах), а сметная прибыль - только к сумме прямых затрат и накладных расходов, т. е. к себестоимости. С переходом на сметно-нормативную базу 2001 г. базой исчисления накладных расходов и сметной прибыли стали средства на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов. При этом возможно использование трех групп нормативов накладных расходов (укрупнённые - по девяти видам строительства, по видам строительно-монтажных работ и индивидуальные нормативы) и трех групп нормативов сметной прибыли: среднеотраслевые (65% - на новое строительство, 50% - на ремонтно-строительные работы), по видам строительно-монтажных работ и индивидуальные нормативы.

Таким образом, одной из особенностей формирования сметной стоимости строительства в соответствии со сметно-нормативной базой 2001 г. является наличие укрупненных норм накладных расходов и сметной прибыли.

Сравнительная характеристика сметно-нормативных баз 1984 г. и 2001 г., отражающая их основные отличия, представлена в табл. 1.

Таблица 1
Сравнительная характеристика сметно-нормативных баз

Сметно-нормативная база 1984 г. Сметно-нормативная база 2001 г.
1 2
В ЭСН имеется статья затрат "Прочие машины и механизмы" В ГЭСН статья затрат "Прочие машины и механизмы" отсутствует, указаны конкретные машины и механизмы
В ЭСН имеется статья затрат "Прочие материалы" В ГЭСН статья затрат "Прочие материалы" отсутствует, указаны конкретные материалы
Малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты, приспособления, устройства в составе машин и механизмов норм не содержатся В состав машин и механизмов норм ГЭСН входят малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты, приспособления, устройства
Все затраты стоимости маш.-часа малоценных инструментов учитываются в нормах накладных расходов Затраты стоимости маш.-часа малоценных инструментов частично учтены в ГЭСН, а частично в нормах накладных расходов
ЭСН разработаны по многим видам материалов ГЭСН разработаны по одному материалу-представителю
Вспомогательные ненормируемые материалы учтены в размере 5% от основной заработной платы Вспомогательные ненормируемые материалы составляют 2% от стоимости основных материалов
Отсутствуют шифры и коды на материальные ресурсы Материальным ресурсам присвоены шифры и коды, что значительно облегчает определение сметной стоимости строительства ресурсным методом
Имеется деление на местные и привозные материалы Отсутствует деление на местные и привозные материалы
База для начисления: накладных расходов - прямые затраты и основная заработная плата, сметной прибыли - сумма прямых затрат и накладных расходов База для начисления накладных расходов и сметной прибыли - фонд оплаты труда (отход от затратного метода определения стоимости)
Узкая номенклатура нормативов накладных расходов и сметной прибыли по видам строительно-монтажных работ Широкая номенклатура нормативов накладных расходов и сметной прибыли по видам строительно-монтажных работ
Отсутствуют укрупненные нормативы накладных расходов и сметной прибыли Имеются укрупненные нормативы накладных расходов и сметной прибыли
Норма сметной прибыли составляет 8% от суммы прямых затрат и накладных расходов Норма прибыли составляет 5-6 % от суммы прямых затрат и накладных расходов
Районный коэффициент начисляется дополнительно на средства на оплату труда Районный коэффициент входит в статью прямых затрат - средства на оплату труда
Доля средств на оплату труда в сметной стоимости составляет 25-28% Доля средств на оплату труда в сметной стоимости составляет 8-10%
Отсутствует показатель - средний разряд работ Имеется показатель - средний разряд работ
Не разработаны дифференцированные поправочные коэффициентов к нормам затрат времени эксплуатации строительных машин и механизмов и к нормам затрат труда рабочих-строителей Применяются дифференцированные поправочные коэффициенты к нормам затрат времени эксплуатации строительных машин и механизмов и к нормам затрат труда рабочих-строителей
Прочие расходы (доплаты за выслугу лет, аккордная оплата труда, расходы на дополнительные отпуска) начисляются дополнительно к стоимости строительно-монтажных работ Прочие расходы (доплаты за выслугу лет, аккордная оплата труда, расходы на дополнительные отпуска) входят в статью прямых затрат - средства на оплату труда
Широкая номенклатура расценок по видам строительно-монтажных работ Сокращенная номенклатура расценок по видам строительно-монтажных работ
Разработка сборников ЕРЕР на федеральном уровне Разработка сборников ТЕР непосредственно в регионах
Применимы только усредненные нормативы Предоставляется возможность разработки и применения индивидуальных сметных норм
Целесообразно оценить основные достоинства и недостатки сметно-нормативной базы 2001 г. по сравнению с сметно-нормативной базой 1984 г.

К преимуществам можно отнести:
сокращение номенклатуры сметных норм, введение универсальных единиц измерения в расценках и, следовательно, однородные расценки объединены в одну; пересмотр номенклатуры машин и механизмов, материалов, технологий исходя из современного уровня техники и технологии; расширение номенклатуры сборников на монтажные работы с 36 до 40, что позволяет учитывать в сметной документации дополнительные виды работ; введение более гибкой дифференциации коэффициентов, применяемых для определения стоимости демонтажа оборудования, а также разработка различных схем учета стоимости демонтажа в зависимости от параметров оборудования; расшифровка статьи затрат "Прочие машины и механизмы" по конкретным видам машин и механизмов; расшифровка 5%-ного размера средств на статью затрат "Прочие материалы" по конкретным видам; максимальный учет в расценках местных условий производства строительно-монтажных работ и других территориальных особенностей, влияющих на стоимость строительства, поскольку сборники ТЕР разработаны в региональных центрах по ценообразованию в строительстве (а не на федеральном уровне); предоставление возможности конкретным предприятиям разрабатывать индивидуальные сметные нормы в случаях, когда необходимые для определения сметной стоимости производимых ими работ нормы отсутствуют в сборниках ГЭСН. Ряд индивидуальных сметных норм утверждается на федеральном уровне, утвержденные индивидуальные сметные нормы будут выпускаться как дополнения к существующим сборникам, что позволит предприятиям при необходимости использовать их при разработке сметной документации. Это обеспечит постоянное пополнение сметно-нормативной базы 2001 г., появится возможность учета индивидуальных условий строительства; отход от затратного метода определения стоимости строительно-монтажных работ, базой начисления накладных расходов и сметной прибыли является фонд оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.

К недостаткам, с нашей точки зрения, относятся следующие: недостаточно достоверное определение норм затрат труда и размера оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов (использованы преимущественно статистические данные) при формировании сметных норм; снижение доли заработной платы в структуре сметной стоимости (не покрываются реальные расходы на оплату труда). В сметно-нормативной базе 1984 г. доля средств на оплату труда в сметной стоимости составляла 25-28%, а в сметно-нормативной базе 2001 г. она снизилась до 8-10% (по значительному числу работ); до 18% средств на оплату труда содержится в нормах накладных расходов, зимнего удорожания, нормах на строительство временных зданий и сооружений; снижение нормы сметной прибыли, сейчас она составляет 5-6% от суммы прямых затрат и накладных расходов вместо прежних 8%; по некоторым видам строительно-монтажных работ при использовании сметно-нормативной базы 2001 г. сметная стоимость возросла незначительно, что по-прежнему не позволяет покрывать реальные расходы предприятий; стоимостные показатели сметно-нормативной базы 2001 г. приняты по состоянию на 1 января 2000 г., поэтому в настоящее время необходимо использовать индексы инфляции к расценкам, заложенным в базу, несмотря на то, что она еще не введена полностью в действие, расценки являются короткоживущими; допущено много недочетов при составлении ГЭСН (например, в ряде расценок учтены не все используемые при работах материалы; в сборниках ГЭСН заложена норма ненормируемых материалов, равная 5% от стоимости основных материалов, в то время как более точные расчеты показали, что их размер не превышает 2%).

При разработке сметно-нормативной базы 2001 г. ставилась задача создать оптимальные нормативы, учитывающие фактические затраты при производстве строительно-монтажных работ. Чтобы оценить, насколько успешно удалось решить данную задачу, нами проведены расчеты сметной стоимости строительства административного здания общей площадью 147,89 м2 с использованием сметно-нормативных баз 1984 г. и 2001 г. и сравнение полученных результатов с фактическими затратами на возведение здания (табл. 2). Район строительства - Свердловская область, поэтому при расчете сметной стоимости строительства по сметно-нормативной базе 2001 г. использовались сборники ТЕР по Свердловской области, а по сметно-нормативной базе 1984 г. учитывался районный коэффициент на заработную плату в размере 15%. Для приведения базисных цен к уровню цен марта 2004 г. применялись индексы инфляции по данным Уральского регионального центра экономики и ценjобразования в строительстве для жилищного строительства и объектов социальной сферы по состоянию на 01.04.2004 г. При расчете сметной стоимости строительства в базисных ценах 2000 г. принята методика определения накладных расходов и сметной прибыли по видам строительно-монтажных работ.

Таблица 2
Варианты расчета стоимости строительства административного здания, тыс. руб.

Наименование документа Факти-
ческая стои-
мость
Сметная стоимость Абсолютное отклонение сметной стоимости от фактической
по сметно-
норма-
тивной базе
1984 г.
по сметно-
норма-
тивной базе
2001 г.
по
сметно-
норма-
тивной базе
1984 г.
по
сметно-
норма-
тивной базе
2001 г.
Локальная смета на общестроительные работы 1836,14 1731,24 1832,72 -104,90 -3,42
Локальная смета на внутренние санитарно-технические работы 125,90 67,76 122,07 -58,14 -3,83
Локальная смета на монтаж системы электроснабжения 34,32 37,54 35,56 3,22 1,24
Сводный сметный расчет стоимости строительства (включая НДС) 3125,33 2615,65 3082,51 -509,68 -42,82
Из табл. 2 видно, что величина сметной стоимости, рассчитанная по нормативам сметно-нормативной базы 2001 г., превысила соответствующую величину по сметно-нормативной базе 1984 г. на 466,86 тыс. руб. (3082,51-2615,65), или на 17,85%. Разница между фактической стоимостью строительства административного здания и сметной стоимостью, определенной по сметно-нормативной базе 2001 г., составляет 42,82 тыс. руб., в то время как при расчетах сметной стоимости в базисных ценах 1984 г. она равна 509,68 тыс.

Как показал проведенный анализ, использование нормативной базы 2001 г. позволяет отражать в сметной документации реальные расходы, имеющие место при строительстве объектов, получать результаты, сравнимые с реальными издержками. Важным элементом новой системы ценообразования в строительстве является то, что сократился контроль со стороны государства, стал преобладать вариантный подход к определению стоимости строительства.

Для предприятий, осуществляющих строительство за счет средств частных инвесторов, для которых нормативные документы Госстроя России носят рекомендательный характер и которые свободны в выборе методов и нормативов при определении сметной стоимости строительства, использование сметно-нормативной базы 2001 г. экономически выгодно.

М.А. ЖУРАВЛЕВА, начальник сметно-договорного отдела ООО "МКМ и К", Н.Н. ДОМОЖИРОВА, канд. экон. Наук, проф. Уральского государственного технического университета - УПИ, г. Екатеринбург

Журнал "Экономика строительства" (№ 9-2004)

?subject=Клуб%20сметчиков.">Что Вы думаете по этому поводу?  Присылайте ваши комментарии.


ject=АВК-5.">ТОВ "АВКАС" 2024 р.