Группа поддержки АВК-5
Ресурсная стоимостная документация в инвесторских сметах, договорных ценах контрактов, производстве строительных работ.

г. Харьков, ООО "АВКАС". (057) 780-80-02, 068-601-88-65
Представители дилера: Сумы, Полтава,
  Группа поддержки АВК-5 Главная  |  АВК-5  |  АС-4  |  Клуб сметчиков  |  Прайс-лист  |  Дилеры  |  Загрузить  |  Оформить заявку  

Основные разделы

· Главная страница
· Система АВК-5
· Система АС-4
· Пособие ПК АВК-5
· Изучаем АВК-5
· АВК вопросы и ответы
· Сметы вопросы и ответы
· Клуб сметчиков
· Это интересно почитать
· Дилеры
· Прайс-лист
· Ваши отзывы
· Загрузить
· Оформить заявку

· Загрузить демоверсию
  Демоверсия


Печатные издания

Сметный программно-вычислительный комплекс АВК-5. Пособие пользователя.


Приобрести пособие:
Пособие ПК АВК-5


Полезные ссылки

"АВК Созидатель" - сайт разработчиков ПВК АВК5.

"АС-4" Сайт программного комплекса АС-4.

"AVK5 borda" Форум программы avk5.

"SSB.COM.UA" ССБ Електронікс.

"Квантор" Учебные курсы по АВК-5 в г.Харьков - (057) 719-52-86




Пишите нам

Присылайте письма по адресу :
ул. Дружбы Народов, д.232-А, кв.27,
г. Харьков, 61183
ООО "АВКАС".

Наши электронные адреса:



Наши телефоны:
(057) 780-80-02
068-601-88-65
099-719-04-28

Схема проезда





Газета "Строительный эксперт" № 7(146) - 2003
Интервью с Владимиром Шуппо, начальником МЦЦС Госстроя России

Прорыв в ценообразовании

С приходом Владимира Шуппо на должность начальника Межрегионального центра по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов (МЦЦС) Госстроя России деятельность по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу заметно активизировалась. Одновременно это совпало со значительным повышением интереса специалистов-строителей и руководящих и коммерческих структур всех уровней к данной теме. Корреспондент газеты "Строительный эксперт" Юрий Ковалев в связи с этим попросил Владимира Петровича ответить на несколько самых животрепещущих вопросов.

- Владимир Петрович, как Вы оцениваете общее состояние сметного дела в стране на современном этапе, какова роль Госстроя в его регулировании и роль в этом возглавляемого Вами Межрегионального центра по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов (МЦЦС)?

- Сметное ценообразование, несмотря на все сложности, не только существует, но и продолжает развиваться. В основе всего стоят профессионалы - специалисты сметного дела. Известные события в экономике России определили отток высоко профессиональных специалистов из оплота сметного дела - проектных институтов - в частные структуры, которые имели возможность платить достойную заработную плату. Разрозненное таким образом поколение сметчиков-ветеранов перестало передавать опыт начинающим, стала рваться преемственность традиций, приемов, навыков. Уходят на отдых те, кто переходил на базу 1969 года, кто встречал базы 1984,91 года опытными специалистами. Сметчики - элита строительного комплекса, подчас вытаскивающие свои компании за счет своего опыта, дающие фирмам тот "жирок", который позволяет строителям выжить. Элита эта взращивается годами, потери, понесенные за последние 10-12 лет, трудно восполнимы, расплачиваться придется временем и качеством выпускаемой сметной продукции. А выращивать необходимо - спрос на сильных сметчиков не удовлетворен, причем не только в Москве, но и в регионах, где строительство начинает вставать на ноги. Не готовят у нас сметчиков, нет такой специальности в ВУЗах. Нужна государственная программа реанимации, и реализовывать ее нужно Госстрою России, в том числе МЦЦС с помощью сети Региональных центров по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) посредством обучения, переподготовки и аттестации специалистов сметного дела на местах.

- Какими Вы видите цели и задачи МЦЦС, в частности, после своего вступления в должность?

- Основная цель обновленного состава МЦЦС - переход России на новую сметную нормативную базу в строительстве, своевременный выпуск всех Государственных элементных сметных норм (ГЭСН), формирование Территориальных сборников единичных расценок (ТЕР) в субъектах Федерации. Учитывая, что ряд регионов еще не представили в Госстрой России ни одного территориального сборника, а времени осталось несколько месяцев - работа предстоит, мягко говоря, непростая. Первоочередная задача руководства МЦЦС - создание профессиональной команды, способной выполнять уставные функции. Пользуясь случаем, приглашаю специалистов по сметному ценообразованию, имеющих опыт экспертной и методической работы, для собеседования с целью трудоустройства. Необходимо собрать и обобщить опыт работы, накопленный Региональными центрами по ценообразованию, сделать его общим достоянием. Во избежание ошибок при разработке Территориальных единичных расценок и определении сметной стоимости строительства ресурсным методом очень важно сейчас оперативно определить полный список неточностей и опечаток в изданных Государственных элементных сметных нормах (ГЭСН), и довести их до всех пользователей через "Вестник управления ценообразования Госстроя России" с дальнейшим включение их в дополнения к ГЭСН. Наряду с этим планируется ежемесячное размещение в "Вестнике…" индивидуальных элементных сметных норм по новым видам работ. Я не оговорился, издание "Вестника" станет ежемесячным, более содержательным и привлекательным внешне. Такой оптимизм вселяет набранная профессиональная команда в составе редакционного отдела МЦЦС. Есть долги и за Госстроем как за заказчиком новой базы, не все ГЭСН разработаны, а оставшиеся - некоммерческие, дорогие, а работы - специальные, на них не заработать, вот и не брался за них ни один из разработчиков. Отсюда еще одна проблема МЦЦС - в условиях отсутствия финансирования найти средства для разработки недостающих ГЭСН, либо найти инвестора, либо заработать своими руками, благо, что Устав ГУ предусматривает занятие хозяйственной деятельностью. МЦЦС в настоящее время готов помочь регионам (и он уже делает это в ряде субъектов Российской Федерации) в разработке сборников ТЕР, экспертизе индивидуальных единичных расценок и др. Практически не использовались дилерские возможности МЦЦС в части распространения сметного программного обеспечения. По просьбе Региональных центров по ценообразованию в марте мы провели добровольное тестирование сметных программ, работающих на рынке России, в основном, на предмет защиты базы ТЕР в рамках программного обеспечения от свободного копирования. По результатам тестирования ряду компаний предложены дилерские услуги МЦЦС.

- Тема свободного копирования баз насущна для Региональных центров по ценообразованию, распространение ТЕР - один из финансовых источников существования центров, местная база - результат их нелегкого труда, и МЦЦС не мог не провести эту работу. Межрегиональный центр и в дальнейшем будет защищать интересы Региональных центров по ценообразованию, а как вообще может быть иначе?

Еще одна серьезная проблема - информационный голод по сметному ценообразованию на местах: недостаточно необходимой нормативно-справочной литературы, не все строительные предприятия могут позволить себе постоянно участвовать в проводимых Госстроем России семинарах по сметному ценообразованию. Межрегиональный центр по ценообразованию сформировал график проведения семинаров-совещаний в регионах России, в ближайшее время он будет представлен на нашем сайте www.mccs.ru. Кстати, за последние 2,5 года на сайте побывало уже более 150000 посетителей, радует, что растет количество строителей, имеющих ИНТЕРНЕТ. Именно для них на нашем сайте недавно был открыт форум, хотелось дать возможность обсуждения и оперативного получения реальной помощи в решении насущных проблем ценообразования всеми, кто работает в этой сфере, однако, двухнедельное наблюдение за тем, что на нем творится, показывает, что форум стал полигоном пустой болтовни откровенно скучающих компьютерных фирм - разработчиков сметных программ, ярых поборников свободы слова в Интернете. Только кому оно нужно, такое слово? Досадно, что губится еще одно хорошее начинание. Уверен, что в части получения необходимой информации для сметчиков будет полезна информационная система"МЦЦС-ИНФОРМ", распространяющаяся на компакт-диске, содержащая практически всю информацию по ценообразованию, которую мы смогли найти, да еще с возможностью ежемесячного обновления. Встреча с Региональными центрами по ценообразованию, проходившая в рамках семинара 18-20 марта в Москве показала, что все наши начинания поняты и приняты руководителями РЦЦС, регионы давно ждали настоящей совместной работы и настроены на нее. Удивительно, на протяжении многих лет всех устраивала ситуация с "беззубым" МЦЦС, было просто "ловить рыбку в мутной воде", как только в руководстве появились люди, не равнодушные к тому, чем занимаются, оказалось, что именно под их руководством (с 27.01.2003г.) сорваны сроки перехода на новую базу с 01.01.2003, только сейчас для всех стало откровением, что МЦЦС работает по договорам, проводит платные семинары, осуществляет проведение экспертных и консультационных работ, и т. д., пусть бы лучше сидели и ждали бюджетного финансирования, а компании, "активно работающие на инвестиционно-строительном рынке" продолжали бы зарабатывать, не испытывая никаких неудобств.

- Какова степень коммерциализации подведомственной Вам сферы в условиях рыночной экономики? Существует ли рынок услуг в этой сфере, и если да, то насколько он развит?

- Мне бы не хотелось использовать слово "коммерциализация", все-таки это не "подешевле купил - подороже продал". В сметном деле в любом случае делается дело - составляется ли смета, пишется ли сметная программа, проводятся ли семинары по ценообразованию и т.д. Ну, а в целом, где есть платные услуги - там есть и бизнес. Составление и экспертиза смет - дело достаточно доходное, и специалисты высокого уровня, безусловно, обеспечивают себе "хлеб с маслом". Сметные отделы проектных институтов никогда небыли и не будут дотационными, если есть заказчик, не говоря уже о сметчиках, практикующих в частном порядке. Существует бизнес и на издании и распространении (очень часто с нарушением законов) нормативно-справочной литературы по ценообразованию как в печатном виде, так и на магнитных носителях. Целые структуры зарабатывают на проведении семинаров по тематике ценообразования, в том числе используя "флаг" Госстроя России, не имея к нему никакого отношения - это тоже бизнес. В настоящее время на рынке России работают 30 только сертифицированных сметных программ, тиражирование и внедрение которых - тоже бизнес. А сметные нормативные базы, а ежемесячные индексы к ним на каждый компьютер, а таких компьютеров только в Москве- тысячи? Можно заработать и расчетами индивидуальных индексов в строительстве, короче, где есть строительный заказ - там есть кому и на чем зарабатывать, причем, повторяю, зарабатывать, делая дело. В общем, рынок услуг, связанных с ценообразованием есть, существует, процветает, и запретить его сегодня с помощью"административного ресурса", как пытаются представить дело некоторые СМИ, нельзя, так как весь этот бизнес, в конечном итоге, работает на строителя. Ссылка на "административный ресурс", на мой взгляд, - попытка оправдать собственные неудачи в бизнесе. Когда городская власть сразу закупает программу более, чем на 500 рабочих мест, - это бизнес, а если приходится ехать к клиенту в регион, да еще его уговаривать, а он почему-то оптом все не скупает - тогда виноваты чиновники, мешают они хозяйствующему субъекту.

- Какова Ваша оценка сегодняшнего состояния структуры Региональных центров по ценообразованию, нужна ли она вообще и почему?

Региональные центры по ценообразованию в строительстве призваны проводить политику Госстроя России на местах, и заменить их может только аналогичная структура с теми же функциями. Как показывает практика, в тех регионах, где Региональный центр - сильный и авторитетный (к ним можно отнести Самарскую, Свердловскую, Омскую, Челябинскую области, Хабаровский край и др.), там проблем у строителей нет ни со сметной базой, ни с выбором программного обеспечения, ни с проведением семинаров, ни со справочной литературой. Причем, сильные центры, как правило, - частные структуры, ранее аккредитованные Госстроем России в субъектах Российской Федерации. Как правило, РЦЦС, находящиеся при администрациях, проектных институтах и других структурах, не имеют финансовой возможности приобрести для своих нужд ни компьютерную и множительную технику, ни современные программные средства, ни пригласить на работу высокооплачиваемых специалистов. В основе такого сложившегося положения лежит "Генеральное соглашение о взаимодействии Госстроя России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области строительства, архитектуры, градостроительства и ЖКХ на 2001-2003 годы", согласно которого "органы исполнительной власти субъектов Федерации обеспечивают реализацию политики Госстроя РФ в области ценообразования в строительстве" и делают это, исходя из своих возможностей, а они, как правило, ограничены. Уверен, что практически все региональные центры самоокупаемые, им не нужно "давать рыбу", их нужно "научить эту рыбу ловить", а многим просто дать возможность это делать. Думается, что проводимая политика государства по выстраиванию вертикали власти на местах может быть применима и к органам ценообразования, политику Госстроя России на местах должны проводить подконтрольные уполномоченные органы Госстроя - это могут быть филиалы ГУ МЦЦС, либо зарекомендовавшие себя на местах структуры, давно работающие в области ценообразования, на основе договоров с делегированием функций МЦЦС, аккредитации и т.п.

- Насколько обязательно в применение официальных сметных нормативов? С госпредприятиями понятно. А для строителей-частников?

- Важно то, на какие средства строят! Если это бюджетные деньги - государственные нормы обязательны. Во всех других случаях: построили дорого - отмывание денег, построили дешево - занижение налогооблагаемой базы и завуалированная форма взятки… В любом случае проверяющий орган будет отталкиваться от государственных нормативов, так что как ни крути - сметное обоснование стоимости строительства необходимо.

- Существуют ли разногласия по проблемам ценообразования и сметного нормирования между центром и регионами? Если да, то в чем они выражаются? В частности, есть ли здесь финансовая подоплека?

- На мой взгляд, Госстрою России некогда конфликтовать с регионами, он в них работает, проводит государственную политику ценообразования в строительстве, помогает с оценкой ущерба от стихийных бедствий… У Госстроя и регионов нет базы для разногласий. Если Вы подразумеваете под словом "регионы" Москву, то и здесь наметились серьезные сдвижки в лучшую сторону, 25 марта 2003 г. подписан протокол о создании в Москве новой сметной базы на основе единых методических документов Госстроя России и ГЭСН, безусловно, с учетом особенностей строительства в мегаполисе. Московские строители в силу понятных причин первыми обкатывали новые технологии, применяли современные материалы, при этом рождались новые нормативы и расценки, почему бы сильному строительному комплексу столицы не помочь коллегам из регионов, не сделать наработанные нормативы частью государственной системы сметных норм?

?subject=Клуб%20сметчиков.%20Прорыв%20в%20ценообразовании">Что Вы думаете по этому поводу?  Присылайте ваши комментарии.


ject=АВК-5.">ООО "АВКАС" 2018г.